В рамках реализации проекта «Родительское собрание» сотрудники межпоселенческой библиотеки МАУК «Централизованная система библиотечного и архивного дела» Козловского района Е.С. Липатова, директор, и А.С. Савельева, заведующий методико – библиографическим отделом, выступили на родительских общешкольных собраниях, состоявшихся  17,18,19 апреля 2018 года. Количество участников составило 357 человек.

Сообщение Е.С. Липатовой было сосредоточено на актуальной теме – виртуальной аддикции (интернет- зависимость, игромания). Действительно, родители, подчас не замечая того, сами  становятся главными виновниками этой проблемы своих детей. А начинается примерно так: «Деточка, вот тебе планшет, а я отдохну, или приготовлю обед, а ты мультики посмотришь». У ребенка, оставшегося один на один с компьютером, постепенно вырабатывается стремление  на времяпровождение только с компьютером. «Живое» общение с родителями отодвигается на задний план. Но ведь необходимо понимать, что компьютеры  и телефоны это неизбежная часть жизни, этим занимаются все. И поистине это вытесняет все остальное. Виновата чрезмерная  доступность компьютерной техники. Необходимо формировать сначала у родителей, а потом и у ребенка отношение к компьютеру  как к прибору бытовой техники  по мере надобности; применять его  лишь для реализации определенных целей: поиск научной информации для доклада или реферата, использование образовательных сайтов для развития межличностных отношений между домочадцами, повышение профессионального, интеллектуального уровня, то есть использовать компьютер так, как  используется утюг, микроволновая  печь.

В противовес вышесказанному   вторая часть выступления была посвящена формированию культуры чтения. Специалист рассказывала не только о возрастных особенностях:

1.  младшего школьного возраста (7-9 лет),

2. подростков (на три группы: А) 10 -11 лет -  младшие подростки; Б) 12-13 лет -  подростки; В) 13 – 14 лет – старшие подростки),

3.  юношества (15 -18 лет), но и охарактеризовала читающий портрет каждой возрастной категории.

Опыт показывает, что если ребенок к 10 годам уже осознал стабильную потребность в чтении, если его познавательные процессы вылились в читательские, то есть основание полагать, что в дальнейшем эти качества укрепятся и разовьются. Если же интереса к чтению не возникло, то ребенок пополнит ряды нечитателей.

Желательно младшему школьному возрасту читать вслух (громкие семейные чтения), обсуждать прочитанное, стимулировать одновременно творческую деятельность: рисование, лепку, конструирование,  игру. Необходимо брать в библиотеке книги и для самостоятельного прочтения и для прочтения с родителями. Дети любят читать книги о животных, о растениях, русские народные сказки, сказки народов мира. Происходит  знакомство с первыми  энциклопедическими изданиями.

У подростков проявляется интерес к чтению и изучению научно – познавательной литературы; интерес к приключенческой литературе – книги об  индейцах,  про ужасы, про войну, о фантастике, с участием  мифологических героев (В. Скотт, Р. Стивенсон, К. Булычев, А.Волков). Затем в их книжный обиход вторгается «взрослая» литература (А. Рыбаков, В. Пикуль), публицистика, усиливается интерес к поэзии. Складываются профориентационные намерения, но  говорить о своей будущей профессии подростки не любят.

Что касается чтения в юношестве, то писатель Юрий Бондарев писал: «…Именно в юности узнать из книг можно гораздо больше, чем из самой жизни».

Юрий Азаров, писатель, журналист, доктор педагогических наук, изучая случаи подростковых и юношеских убийств, сделал вывод, что причиной их является (какие бы ни были для этого конкретные поводы) «эффект суженного сознания». Человек всецело  сосредоточен на  самом себе. Исключить крайние ситуации в юношеской среде поможет опыт других людей, преодолевших в свое время стрессовые ситуации. И опять классика оказывается ничем не заменима. Доминанта сопереживания в процессе чтения художественной литературы рождает уникальный по своим возможностям эффект пережитого личного опыта. Ни тусовки, ни молодежная психологическая служба не располагает таким могучим потенциалом, как художественная литература.

Молодежь соприкасается с творчеством Ф. Достоевского, М. Булгакова, Ч. Айтматова.

По итогам исследования читательских формуляров современными пользователями межпоселенческой библиотеки и детского отдела межпоселенческой библиотеки являются учащиеся 1 -4 классов  – 78 % , 5-8 классов – 86 %, 9 – 11 классов - 80%.

В процессе  масштабных вечерних встреч Савельева А.С. организовала блиц – опрос «Все о периодике» (220 респондента). Опрос включал в себя два вопроса. На вопрос «Приобретаете ли Вы газеты и журналы?» 82% от опрашиваемых ответили «да», 18% - «нет».

Второй вопрос анкеты позволил узнать, какие именно периодические издания выписывают или покупают респонденты. В числе популярных газет и журналов были названы: «Знамя», «Непоседа», «Телесемь», «Пенсионер», «ЗОЖ», «1000 советов», «Золотая антилопа», «Сад и огород», «Московский комсомолец», «Будуар», «Веста», «Дарья», «Женское счастье», «Моя семья», «Саша + Маша», «Волшебный», «Детям», «Айболит», «Советская Чувашия», «Российская газета».

Подведя итог, видим, что круг читательских интересов достаточно широк: респонденты предпочитают чтение российских газет и журналов разнообразной тематики. Около 5% участников опроса предпочитает читать электронные версии периодических изданий.

По итогам проведенных родительских собраний были розданы информационные закладки в количестве 120 штук.

 

Огромные слова благодарности директору Л.В. Котля и заместителю директора по воспитательной работе Д.В. Винокуровой  за предоставленную возможность рассказать о том, как грамотно формировать культуру чтения ребенка  в союзе с библиотекарями, воспитателями, педагогами, при этом учитывать возможности семьи, опираясь на ее опыт организации чтения.

Все новости

    Охрана труда в Чувашской Республике         Фонд поддержки социальных и культурных программ Чувашии